Герой спорта ВеденинКультура и отдых 

Герой спорта Веденин

1 октября 2021 года исполнилось 80 лет двукратному олимпийскому чемпиону Вячеславу Веденину.

Впервые Веденин обратил на себя внимание на чемпионате мира 1966 года, на дистанции пятьдесят километров. В 1968 году Веденин выиграл серебряную олимпийскую медаль, о которой потом говорил, что она такая же значимая, как и золото эстафеты 1972 года:
«Все вспоминают только эстафету в Саппоро. А для меня самая тяжелая эстафета была на Олимпиаде в Гренобле в 1968 году. Помню, наши руководители собрали перед стартами и крепко с нами поговорили. Мол, пусть соперники делают с вами что хотят, а вы никого и пальцем не должны тронуть. Я шел на последнем этапе. И вот финн Мянтюранта обогнал меня на седьмом километре и три километра вперед не выпускал. Финн меня отталкивает, не пускает, а я его тронуть не имею права. Иначе дома тебя сотрут в порошок. Ничего обиднее и горше в моей спортивной жизни не было, хотя борьба у нас тогда с ним была за бронзу. Колотит меня всего, слезы ручьем, обида душит и за поражение, и за беспомощность собственную. В те-то минуты, должно быть, я окончательно и сложился как гонщик. В каком-то исступлении выходил на той Олимпиаде на последнюю дистанцию. Выиграть я не выиграл, но серебряную медаль вырвал. И это было первым моим искуплением всех прошлых неудач. ««Самый радостный день у меня был, конечно, тот, когда мне вручали первую в моей жизни олимпийскую медаль. И я понял, что любую мечту можно сделать былью, если будешь настойчивым в достижении своей цели», – напишет он позже. Чемпионат мира 1970 года в Чехословакии оказался настоящим испытанием и для Веденина, и для остальных советских лыжников.

Устоять, не сдаваться, биться за честь родины – эти слова и для него, и для всех других спортсменов его поколения были не пустым звуком. На Олимпийских играх в Саппоро 1972 года Веденин вообще позволил себе политическое хулиганство. На торжественной церемонии открытия присутствовал Император Японии Хирохито. По протоколу каждая делегация страны, принимавшая участие в параде, проходя мимо императора, слегка склоняла перед ним знамя в знак приветствия. В советской команде знаменосцем был Вячеслав Веденин. И он знамя своей страны перед главой государства, с которым мы тогда находились в давних напряженных отношениях, не склонил. Да и как это сделаешь, если сзади идут самые здоровые из хоккеистов – Рагулин, Ромишевский и сверлят взглядами. Они-то загодя предупредили: «Ты перед кем наше знамя будешь преклонять?!».

Конечно, это было дерзостью, нарушением международного этикета, много можно подобрать эпитетов к этому поступку. Но и – искренняя гордость за свою страну, убежденность в том, что именно это государство – лучшее на планете, потому что это Родина. И это перед ним должны склоняться в почтении флаги всех других стран.

Газета «Вечерний Саппоро» потом вышла с заголовком «Советский Союз бросил вызов всем!» Однако император зла не держал. Лично поздравил Веденина с победой в эстафете. Подарил деревянную японскую маску.

Однако в своей стране Веденину выходка, конечно, аукнулась. По его словам, не будь того инцидента, он бы за все свои заслуги на Олимпиаде мог стать первым спортсменом, удостоенным звания Героя Социалистического труда – высшей советской государственной награды. Правда, орден Ленина за ту Олимпиаду от государства он получил, и это тоже было немалым признанием спортивных заслуг. Но пока не выиграл первое олимпийское золото – на дистанции 30 километров – всяческих угроз вплоть до самой страшной для советского спортсмена – стать невыездным, Вячеслав Петрович наслушался. Между прочим, это была не только его первая золотая награда олимпиады. До Веденина никому из советских спортсменов не удавалось выиграть мужскую индивидуальную олимпийскую гонку.

В эту победу не верил никто. На отметке 4,5 километра остался лишь тренер Привалов, он-то и крикнул Веденину, что тот теперь проигрывает норвежцу 47 секунд. За один километр двести метров до финиша Веденин поравнялся с лидером.
Веденин: Харвикен не выдержал и уступил лыжню, по которой я несся, не видя и не слыша ничего вокруг. Я покосился на него, вижу, что Харвикену тоже несладко. Какая-то черная маска у него вместо лица. Метров четыреста он еще держался, его лыжи по моим щелкали, а потом отстал. Как я финишировал – почти не помню. Черту пересек, и все – темнота. Следующее воспоминание – как мне уже после финиша зубы пытаются разжать. Видимо, я их в остервенении так сжал, что говорить не мог. Когда же дар речи ко мне вернулся, первым делом спросил: «Ну как, мы выиграли?» Потому что в конце этапа уже ничего не понимал.

Харвикену, как рассказывает Веденин, поражения в своей стране не простили, и он вместе с семьей эмигрировал в Голландию. А советских спортсменов после олимпиады принимал мэр Саппоро, который нашему спортсмену сказал примерно так: «Я теперь понял, почему мы проиграли русско-японскую войну. Потому что в Советском Союзе есть такие люди, как вы, мистер Веденин».
Веденин: «Что помогло в тот момент? Трудно сказать. Была какая-то злость, уверенность в собственной силе. Было ощущение, которого не передать словами – того, что я любил эту страну, я любил свою родину. Я любил ее, знал, что за мной – огромное государство, от Камчатки до Прибалтики. А впервые почувствовал, что действительно стал после той эстафеты знаменитым, в 1976 году, когда уже закончил выступления в большом спорте, приехав на чемпионат мира в Финляндию. Никаких пропусков на чемпионат от спорткомитета не получил. А там к трассе вообще невозможно было приблизиться. Ее охраняли полицейские с собаками. И вот я подхожу, уже готов ко всему, и вдруг полицейский мне улыбается и говорит: «О-о, Веденин! Пожалуйста!» Представляете: обычный полицейский меня помнит! В Италии подошел какой-то мужик, я его не видел никогда, попросил автограф. Я просто обалдел.»

Это краткая информация из новостей Тулы. Там эту статью просмотрели 2438 человек, а понравилось только 18-ти. Когда я попросил прокомментировать, только одна женщина сказала, что молодому поколению спорт не нужен, они вечерами только на кнопки нажимают.

Один учитель физкультуры написал пост в соцсети, с предложением установить стелу Геннадию Крошкину в детском парке, и говорил, что это станет примером для других видов спорта. Но как это может стать примером, если даже двукратного олимпийского чемпиона при жизни люди не могут ценить.

Президент регулярно проводит форум «Россия – спортивная держава», девятый форум проводили в Казани с 8-9 сентября этого года. Вице-премьер напомнил, что Владимир Путин поставил задачу – увеличить к 2030 году количество людей, систематически занимающихся спортом, до 70%. “По итогам прошлого года этот процент составил 45,4%. Это люди, которые бегают в парке, подтягиваются на турниках во дворах, играют в футбол и волейбол на пришкольных площадках. Сейчас нам необходимо совместно выработать механизм сбора и обработки данных, проанализировать опыт зарубежных коллег. Объединить все в единую базу, понять, какие виды мотивации и поддержки мы можем им предложить. Сделать этого без цифровой трансформации спорта и создания единой экосистемы не получится”, – добавил Чернышенко. Он также привел опыт некоторых стран по использованию цифровых технологий, где спортсмену-любителю присваивается уникальный Sport.ID, который позволяет организовать для гражданина получение мер поддержки и актуальных предложений от государства и бизнеса.
Чтобы привлечь молодое поколение к занятиям физкультурой и спортом нужен живой пример. В нашем городе таким примером может быть Борис Никоноров, уроженец поселка Фоминское. Он стал чемпионом мира по пляжному футболу в этом году. Своим трудом он добился признания всего мира в пляжном футболе. И я предлагаю, чтобы стадион в поселке Фоминском носил звание имени Бориса Никонорова. Но для этого, глава поселка должен выйти с предложением к народу и согласовать с футболистом.

Похожие записи

Оставить комментарий